Показалось, что времечко никуда не ушло, так бодро выглядит хозяин, и почудилось, что я там, в Новоичинской средней школе. Там и мой собеседник со своей искренней улыбкой. Шутя знакомимся – знакомство-то состоялось много лет назад. Он также искренне и крепко жмёт мою руку: «Кичигин Николай Иванович…» Я тоже называюсь. И мне кажется: времечко никуда не шло, а «Николай Иваныч», как тогда называли его мы, ученики 8-го «а» класса, сейчас подойдёт к появившейся из ниоткуда классной доске и, окинув всех нас суровым взглядом, начнёт чертить на ней мелом, доказывая новую теорему, или выводить математическую формулу. А …может, может…, улыбнувшись, взять в руки баян, и я услышу его голос в музыкальном сопровождении: «С берёз неслышен, невесом слетает жёлтый лист…» Он преподавал нам тогда математику и пение.
Я доложил Николаю Ивановичу о цели своего визита – мол, областное землячество просит поделиться воспоминаниями…
Николай Иванович родился в деревне Антошкино Куйбышевского (тогда Чановского) района 9 мая 1922 г. в крестьянской семье, родители – Иван Яковлевич да Елизавета Алексеевна. Антошкино - это деревня на Московском тракте, о которой упоминал ещё Радищев, следуя в ссылку. Село старинное, ямщицкое, с церковью. Николай Иванович горько улыбнулся: «Места красивые у озёр на тракте. Было в ней дворов, почитай, около двухсот. А теперь … один двор только…»
- Сначала крестьянствовали. Потом были организованы в колхозы. В семье у нас были ещё братья Александр, Денис, Михаил и сестра Ольга. У каждого своя судьба….
Николай Иванович помнит, как после четырёх классов учился дальше в Булатовской школе. А учиться начинали тогда с девяти лет. Потом, каким-то образом семья решила попытать счастья на золотых приисках в Бодайбо, куда и переехали в 1939 году. Но там не прижились и, прожив там чуть более года, вернулась назад. Николай Иванович, едва окончив школу перед началом войны, был призван на военную службу. Сначала была учёба в Тульском оружейном училище, откуда был выпущен в звании мл. лейтенанта, воентехник 2 ранга. И сразу на Донской фронт. Ноябрь 1942 года, жестокие бои в районе Калачинска. Потом 3-ий Белорусский фронт.
Николай Иванович на мою просьбу - вспомнить про первые бои - отрицательно машет рукою, видимо, не хочется ему вспоминать на старости лет то горькое и тяжёлое. А говорит просто: «Что вспоминать – хоть первые бои, хоть последние - кровь, потери, страдания, горе, как с той, так и с другой стороны. Всякое бывало – много было кошмарного, восторгаться на войне нечему. Помнится – была только святая вера в справедливость нашу. Она-то и помогла нам выстоять, выжить.… Из наград имею орден Красной Звезды за бои в Крыму и орден Отечественной войны 1 ст.. Ну это уже когда всем фронтовикам давали в 1985 году, юбилейные медали.
Войну закончил я у г. Кенигсберга. Имею ранение. Жив остался, наверное, по причине того, что нас, специалистов, командиры всё же как-то берегли. Ну и личное везение. Победу встретили у Кенигсберга на косе Фришес-Нерунг. Радость была неописуемая… Победа, жив остался! А за спиной столько пережитого, хотя ещё прожито совсем немного… Молодость, и жизнь впереди, считай, целая жизнь… скольким повезло меньше!»
После мобилизации в 1946 г. я по пути домой, в Антошкино, попытал судьбу устроить свою жизнь в г. Куйбышеве. Но не было у меня мирной специальности, как и у многих демобилизованных солдат, и нигде не брали.
- Что мы умели, военные спецы? - говорит, улыбаясь, Николай Иванович, - ходить в атаки или в разведку. А здесь гражданка, разруха, нищета и убогость. Грело лишь одно тогда каждого – впереди мирная жизнь, которую надо было налаживать, и что мы победили. И тут я услышал, что грамотных солдат берут в учителя…. В отделе образования района заведующим был, кажется, Тимофеев, он сказал: «Ребята ваши, солдатики, вон с 5-6 классами идут учителями. Поезжай в Осиново, там открывается восьмилетка». И тут же направил меня на ускоренные курсы в педучилище. Это мне подходило – как-никак - деревенская жизнь мне знакома, и угол под жильё будет. Оказалось, что это моё призвание. Стал директором восьмилетки в Осиново и преподавал математику. Потом и другие предметы приходилось осваивать, семья завелась, обязанности. Так и остался в образовании…
Послужной список в народном образовании Николая Ивановича велик , и всё по Куйбышевскому району: директор школ, учитель по разным предметам в д. Осиново, Верх-Урез, опять Осиново, Булатово, Осинцево, опять Булатово, Бурундуково, Назарово, Новоичинское, Кульча, где пробыл директором с 1966 по 1982 годы. После ухода на пенсию ещё работал учителем до 1991 г.
- Хорошее было время, - искренне о тех годах говорит собеседник, - в селе каждому находилась работа, каждый был нужен и чувствовал это. Было много детей, государство заботилось о них, учило бесплатно. Народ трудился, детишки вырастали работящими. А с этих лихих 90-х вымирает деревня, да и страна вымирает - ни школ, ни работы, всё развалено. А деревня – корень нации…. Горько на всё смотреть…
Его половинка Любовь Александровна подсела к нам. С ней прожили рядышком душа в душу, деля хорошее и плохое, воспитали пятерых детей. Имеют семерых внуков.
Так уж вышло, что президентская программа в обеспечении жильём ветеранов войны как-то не коснулась их. И живут они на жилплощади в семье внучки в городе, со стороны государства незаслуженно обделённые. И почувствовал я какую-то неловкость и боль за них.
Надеюсь, что точка в этом деле не поставлена, вопрос с жильём со стороны властей решится непременно в их пользу. В суть дела мне вникнуть не удалось. Благодарю за беседу, прощаемся. И тут меня осенило: «Николай Иванович, а где Вы обучились игре на баяне?» А он довольно и лукаво улыбается: «Сначала у меня была балалайка, тяга у меня была к музыке, в 1927 году отец купил. Потом старший брат купил с рук гитару. А баян я уже сам купил в Иркутске, откуда призывался, и увёз с собой на войну. Представь, в затишьях бойцы просили что-нибудь сыграть, а «В лесу прифронтовом» одно время у нас был любимым вальсом, хотя я умел исполнить многое».
ВЛАДИМИР РЯЗАНОВ
27 мая 2011г. г . Куйбышев
comment closed