Как известно, Каинский форпост в 1722 году « был переведён с Тандова озера» (И.П.Фальк) поближе к Сибирскому тракту для защиты возникших близ него русских поселений, обозов, грузов и путников и мирных Барабинских татар, склонных к подданству русскому государю, от воинственных кочевых джунгарских племён, представлявших своим соседям нешуточную военную опасность. К тому времени коренное население, принявшее «шерть» белому царю, не в полной мере было ограждено от той угрозы и тяжко страдало от двоеданства - одновременно России и Джунгарии. Это в глазах новых подданных Российской империи обнажало шаткость положения её на новых территориях, о чём понимали все, и с чем было пора кончать.
Джунгары, не раз испытавшие тяжесть казачьих сабель в стычках в отдалении от форпоста, особо на откровенный разбой не решались. Не решались они и штурмовать форпост. Русские продвигались на восток медленно, но закреплялись и обживались основательно, умея надёжно защищаться. Но местных инородцев в улусах, что подальше от форпоста, исподтишка грабили, облагали данью и, случалось, уводили в полон. Стычки с джунгарами время от времени были, и среди казаков бывали погибшие. Умирали и жители близлежащего Мошнино от болезней, от случавшегося мора.
Но отпевать христианские души погибших и усопших было негде. Кроме того, все, от государя и до министров в обеих русских столицах империи понимали, что крепость Державы достигается не столько за счёт торговли и хозяйствования, сохой и мечом, сколько крепостью Веры. Знали об этом и все простолюдины. И оттого давнишней мечтой, сначала служивых на форпосте, а позднее, и всех православных поселенцев, было построить храм.
Первая православная деревянная церковь на территории форпоста была построена и освящена в феврале 1751 года, «при коей отправил первое богослужение священник Дмитрий Васильев». Через четыре года Каинский форпост был переведён на правый высокий берег реки Каинки, он не затоплялся паводковыми и осенними дождевыми водами. И церковь во имя Спаса Нерукотворного образа тоже была перенесена на новое место и вновь освящена, где простояла ещё двадцать лет и пришла в совершенную негодность. После чего на её месте вновь была возведена деревянная церковь и освящена Собором 18 сентября 1773 года Епископом Варлаамом Тобольским и Сибирским.
Однако православное население Каинска и окрестностей мечтало о хорошем каменном храме с куполами, звонницей и позолоченными крестами. И 14 декабря 1787г. по ходатайству населения Епископом Варлаамом Тобольским и Сибирским Грамотою № 1587 священнику Василию Лашкову было разрешено заложение каменной двухпрестольной церкви, что при торжественном присутствии горожан это и было сделано.
29 февраля 1804 г. в одном из приделов церкви во имя Спасителя Николая Чудотворца было отправлено первое богослужение в торжественной обстановке. Весь берег реки у паромной переправы и лёд на реке были заставлены повозками и лошадьми. С окрестных деревень прибыло множество крестьян на это долгожданное событие. В самой церкви, освящённой множеством свечей, было тесно от многолюдства, людно было и вокруг церкви.
Из притвора доносилось пение церковного хора. Батюшка кропил святой водой не вместившихся в храм. Юродивых и нищих одаривали на паперти мелкой монетой и подаянием. Поодаль на площади, поближе к берегу Оми, целый этап арестантов, сгрудившихся вперемешку с конвойными взирали на торжество. Мещане, ремесленники, солдаты, чиновники. Поодаль кучкой – еврейская община. Е поодаль - местные мусульмане. Все с интересом смотрели на это важное событие…
Ударил колокол – раз, второй. После третьего – залились, зазвонили колокола помельче, заливаясь весёлой чистой трелью, не заглушая, однако, главный колокол, гудящий певуче тягучей чарующей медной нотой. Православные, сбросив головные уборы, стали дружно креститься. Сбросив фуражку с околышем, осенял себя крестным знамением чиновник. Рядом, шепча молитву, крестилась сгорбленная, оперевшись на клюку, старушка в конопляном рубище; тут же рядом – жиденький лысый крестьянин в зипуне, с жиденькой же бородёнкой; подле него – жена, молодая, дородная – румянец во все щёки, в валенках, жёлтом овчинном полушубке, крашеном отваром таловой коры, в шали, повязанной на спине длинными кистями; тут же – русый, дородный, рослый из ремесленников, крестил усердно свой красивый лоб, широкие плечи и светлую пышную бороду. Крестил себя, шепча молитву, смиренно нагнув лысоватую голову, нищий с тощей холщёвой торбой за спиной; крестилась девочка – подросток, серьёзно насупив бровки вразлёт, да сжав по-взрослому пухлые губки; крестились и отбивали поклоны стайка ребятишек, мальчиков, одетых по-крестьянски. Осеняли крестом себя солдатская команда и кучка ямщиков, арестанты и купеческие семьи, бродяги, крестьяне, молодёжь и седобородые старцы…
Не крестились только стоящие своими кучками, особливо от православных, мусульмане да иудеи. Смотрели, дивясь порыву иноверцев, с завистью взирая на белое здание православного храма, легко и изящно взметнувшееся своими светящимися ажурными куполами, несущими к небесам горящие золотом православные кресты…
Окончательно строительство храма было закончено в 1828 г. и с благословения Архиепископа Евгения Тобольского и Сибирского церковь освятили 18 ноября 1829 г. Но ещё 15 сентября 1823 года с северной стороны храма был заложен придел во имя Покрова Святой Богородицы и отстроен «иждивением купцов Поздышевых».
К 75-ЛЕТИЮ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА
Придельный храм был освящён 30 сентября 1836 г. Церкви придали статус Собора Спасского, который стал главной достопримечательностью уездного города, а примыкающую к нему площадь стали называть Соборной.
Надо отметить, что строительство храма велось только за счёт пожертвований и при участии горожан и окрестного населения. Каждый вносил свою лепту – купцы вносили пожертвования крупной наличностью, остальные – кто рубль, кто медный грошик, крестьяне давали на замесы для кладки и фундамента яйца и молоко. При строительстве Собора подрядчиками было семейство купцов Поздышевых.
Собор получился на славу, устремлённый ввысь, с «колокольным звоном певучим, который слышен был в деревнях и селениях за двадцать вёрст и более». Услышав его звон приятственный, люд православный, будь на пашне или покосе, на выгоне или ловах, на службе, или у себя дома, осенял себя крестным знамением, веруя в могущество Державы Российской и святость православной Веры.
Оказывали большое содействие храму прихожане и после его строительства. Особо стоит отметить пожертвования II гильдии купцов Ивана Петровича Ерофеева и Дмитрия Фёдоровича Мясникова на иконостас и ремонт в 1877 г., первого – 2500 рублей и второго 1500 рублей в 1877 г. Собор был центром духовной жизни Каинска и его окрестностей….
Это продолжалось вплоть до 1917-го года. Новая власть, объявившая себя безбожною, в Каинске сначала верующих не притесняла. Но потом Собор обложили непосильным налогом, как организацию коммерческую. Этим дело не кончилось. На территории Собора 4 июля 1937 г. появилось шестеро служащих Куйбышевского РИК. Гости вели себя вызывающе,почти что оскорбляли служителей – протоиерея, двух священников, дьякона, трёх псаломщиков. Составили откровенно безграмотный акт, по сути – приговор храму: «…здание находится в бесхозном состоянии, превращено … в мусорную яму, склад лесоматериалов. Церковный инвентарь находится в антисанитарном состоянии…, отчего возможно распространение эпидемии. Имеются провалы в потолках, с крыши по стенам течёт вода, железные печи в пожароопасном состоянии. У купола отклонение в сторону улиц Краскома и Советской, что грозит обрушением…». Всё было грубо сфальсифицировано, а причиной тому было постановление от 30 декабря 1936 г. ВЦИК о закрытии Собора в Куйбышеве (Каинске). Веруюшие и члены церковного совета знали о лютости новой власти по отношению к церкви, ведь в Каинске в тюрьме ещё в 1930 г. погибли протоиерей Михаил Пятаев и священник Иоанн Куменов. Власть такие события не афишировала, но каинский люд знал многое. Не смотря на это, староста церковного совета А.Вавилова наотрез отказалась подписывать такой акт. Тут же в горсовет вызвали председателя церковного совета Милохина, там член Куйбышевского РИКа Кощеев «бранил и срамил последними словами» почтенного пожилого человека, долгие годы выполнявшего эту почётную должность. Члены церковного совета, веря в свою правоту, писали заявления в президиум Куйбышевского райисполком о том, что сделано по ремонту храма в последние годы и сколько на это затрачено. Средств на ремонт явно не хватало, так как Собор был обложен непомерным налогом, только посетовать на это беззаконие властям, разумеется, не могли. Основательному ремонту подвергались потолки и стены, чугунная ограда, купола и крыша. Прихожане откровенно писали, что «ремонт недостаточен ввиду нехватки средств». Однако власти не отступились. С 4 на 5 июля арестовали группу верующих, активно выступающих за сохранение храма. Арестован был и председатель церковного совета Милохин, и впоследствии осуждён как враг народа. Это вызвало новую волну возмущения среди широких слоёв населения. Люди за помощью стали обращаться к краевым и республиканским властям. Секретарь Крайисполкома К. Вольфрам в сентябре 1937 г. вынужден был написать в Куйбышевский РИК: «Вывесите объявление о сдаче помещения Собора в аренду, если по истечении 7 дней желающих не найдётся, составьте акт и вышлите в Крайисполком. Сообщите, как думаете использовать храм после закрытия. Если предпочтёте сломать, то куда хотите употребить строительный материал. Необходимо поставить вопрос о закрытии Собора. О дальнейшей его судьбе «поставьте вопрос на обсуждение общих собраний населения…». И прошли собрания с заранее продуманными решениями: «Собор закрыть…», «Собор негоден к эксплуатации…», «…Собор туманит мозги». Всё - по продуманному и навязанному сценарию.
Собор закрыли, здание продали тюрьме за 18 тысяч рублей. Надо отметить, что верующие прихожане с закрытием Собора надеялись сохранить здание как памятник архитектуры, рассчитывая, что, в конце концов, победит справедливость и здравый смысл. Новый владелец Собора (тюрьма) решил сломать Собор. Для закрепления тросов к куполам, чтобы их обрушить, на красавец - храм полезли двое зеков, но, одновременно сорвавшись, разбились насмерть. Это вызвало у верующих надежду на нерушимость святого храма. Но заключённый - человек подневольный, послали новых .… С большими усилиями удалось обрушить кресты и купола, но со стенами вручную поделать ничего не смогли. Несколько раз закладывали взрывчатку. В течение полугода зеки тросами и ломами, кувалдами, растаскивали, разбирали храм. Стойматериалы были проданы на строительство винзавода, тюремной казармы и частью - на строительство педучилища.
Бесчинства властей вызвали новую волну возмущений. И пошли письма о неправедных делах в Москву. Местные правители теперь уже не знали, как и поступить далее. 28 декабря 1938 г. президиум Новосибирского облисполкома рассмотрел вопрос «о закрытии церкви в г. Куйбышеве…». По результатам председатель Куйбышевского РИКа Лексин и председатель горсовета Выленок были сняты с должностей. Выленок отделался выговором, а о Лексине было сказано, что «он допустил ряд других злоупотреблений и проступков». Судя, по нравам властей, он был арестован.
Так был уничтожен Спасский Собор в Каинске – жемчужина духовного наследия и архитектуры, гордость православных верующих Каинска и всей Барабы, с таким трудом построенный на пожертвования наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, всех наших предков, заселивших благословенные края.
Мы, их потомки, идущих «встречь солнца», должны помнить о героической стойкости священнослужителей и прихожан храма, боровшихся за его сохранение, арестованных и, очевидно, погибших, фамилии и имена многих нам не известны. Но назовём известные и этим почтим их память: председатель церковного совета Милохин; погибшие в каинской тюрьме, ныне Святые Русской Православной церкви Протоиерей Михаил Пятаев и священник Иоанн Куменов; расстрелянный в 1937 г. в священник Иннокентий Китин, ныне Священномученник.
Подготовлено по материалам: Томского и Новосибирского государственного архива, краеведческого музея г. Куйбышеве, публикациям в местной печати.
Владимир Рязанов
comment closed