К 75-ЛЕТИЮ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА
Это самая молодая волость в нашем районе и самая большая по территории. И эта волость больше других потеряла свои населенные пункты и население, покинувшее волость. В волость входили кроме села Кама, деревни: 2-я Михайловка, Микушина Заимка, Красногорка, Верх-Урез, Соскуль, Ефремовка, Коноваловка, Клявино, Булатово, Микушино, поселки:Кирпичаковский, Бекташ, Глядненский, Новоросийский, Евстифеевский, Чекуновский, аул Шагиры, хутор Басской, Макарова заимка. Позже за Соскулем возник небольшой поселок Минино-Дуброво. По переписи 1920 г., в волости было 1245 хозяйств с населением 7125 человек. Это была многонациональная волость. Здесь жили русские, белорусы, украинцы, татары, мордва, латыши, поляки, литовцы, чуваши, евреи, цыгане.
В 20 километрах от села Кама, вверх по реке обосновал свою заимку переселенец Ефремов (или Добрынин Ефрем). Потом на заимке начали селиться переселенцы из Белоруссии, Латвии, Украины, и позже из европейской части России.
Бурдыко Леонтий Кузьмич, мой прадед, имел в Игуменском уезде семью 7 душ мужского и 5 душ женского пола. Содержал в хозяйстве 4 лошади, 3 коровы, 7 голов мелкого скота. Движимого имущества было на 316 рублей, и денежный капитал 200 руб. Арендовал 10 десятин земли, так как своей земли было всего 5 десятин. Аналогичная картина была и у других. Они получили переселенческие свидетельства и прибыли на жительство в Ефремовку в апреле 1898 года.
Первоначально строили небольшие избы, в которых ютились сами, но зато строили добротные амбары, дворы для скота. И только спустя 10 – 15 лет, когда становились на ноги, строили крепкие дома. В 1897 г. в поселке значилось 21 хозяйство, в которых числилось 99 крестьянских душ. Спустя 14 лет было 108 дворов, а к 1920 году было уже 173 двора с населением 991 человек.
Надо отметить, что переселенцы много работали и были рачительными хозяевами. К 1915 году в Ефремовке было две простых молотилки и две ветряных мельницы. Одну имел Гудков Иван, вторую Бурак Александр. На подворьях появились конные сенокосилки, грабли, жатки и лобогрейки. Росло и благосостояние переселенцев. Они покупали одежду, обувь фабричного изготовления. Деревянная посуда заменялась металлической, фарфоровой, стеклянной. В домах красились полы, расписывались краской потолки и двери. Появились гармони, балалайки. Романовский Александр приобрел граммофон и все село приходило к нему послушать песни, записанные на пластинки.
Все вопросы сельской жизни, не отнесенные к компетенции волости, уезда решал сход граждан. На сходе выбирался староста и его помощники. Последним старостой Ефремовки был длительное время Шиплюк Фома Ильич. Через него волостное начальство следило за уплатой налогов, выполнением повинностей. Он также контролировал исполнение решений схода граждан.
После установления советской власти жители Ефремовки настороженно относились к созданию новых органов власти, где ведущую роль играла беднота, которая стала захватывать имущество богатых людей. Первый колхоз в Ефремовке был создан в 1928 году, в который вступило 18 бедняцких дворов. Однако этот колхоз просуществовал одно лето и распался. Вновь организовался колхоз в конце 1929 года, первоначально был назван им. Громова, в честь летчика – героя Советского Союза, позже переименован в колхоз имени Чкалова.
В районном архиве сохранилась карточка - отчет председателя колхоза В. А. Лешенок, откуда видно, что на 1 января 1936 года в колхозе значилось 126 хозяйств. Работающими считались лица, достигшие 12- летнего возраста и до самой смерти. Между колхозниками развертывалось соревнование за звание передовиков производства. Лучших доярок колхоза Лешенок Ольгу и Шкунтик Прасковью называли в деревне стахановками.
Началась Великая Отечественная война. Вместо ушедших на фронт мужчин, работать стали женщины, старики и подростки. Я пошел работать после окончания 7 классов. Летом пахал на быках и лошадях, косил траву и метал сено, убирал хлеб на жатке, стоял у барабана молотилки, или подавал снопы днем, а ночью возил с полос снопы на ток.
Наша деревня, будучи перед войной длинною в три километра, ужалась до километра. Перед войной в колхозе было 600 колхозников и 51 хозяйство рабочих и служащих. К концу войны осталось 28 слабых колхозных дворов и полтора десятка хозяйств рабочих и служащих. На полях сражений сложили головы 66 человек, 25 вернулись инвалидами. Война подорвала экономику нашего села и жители, видя бесперспективность, стали его покидать.
Самостоятельно к концу 1950 года наш колхоз уже существовать не мог. Когда началось укрупнение колхозов, в деревню вдохнули новую жизнь. Но продолжалось так недолго. Нашлись реформаторы, которые ликвидировали этот прибыльный совхоз, часть участков и деревень передали во вновь организованные откормочные хозяйства. Ефремовку передали совхозу Октябрьский. Когда началась горбачевская перестройка, а на смену им грянули ельценско - гайдаровские реформы, совхозы рухнули. Лишенный оборотных средств Октябрьский совхоз в первую очередь бросил Кузнецово и Ефремовку. Люди оказались без работы и, следовательно, без средств к существованию. Жители Ефремовки, побросав дома, разъехались кто куда.
В 2002 году я с женой и внуками побывал в Ефремовке, точнее сказать на месте бывшей деревни. Бывшее когда-то село в 202 двора с населением 1070 человек представилось перед нами таким, как оно начиналось в 1850 году. Осталось всего четыре заброшенных дома. Нет электричества. По деревне прошелся пожар, сгорели пустующие усадьбы. Нынче там живет только один человек, который содержит небольшой табун одичалых лошадей.
Показал я внукам своим, где начиналось село и заканчивалось в период его расцвета. Побывали на земле, где стояли усадьбы моего прадеда Леонтия Кузьмича, деда Андрея Леонтьевича, отца Ефима Андреевича, где родился, провел детство и вырос я. Там даже уже и бурьян не растет, а земля вернулась в прежнее свое положение. Там растет обычная полевая трава.
150 лет назад наши предки освоили этот край, эти земли, трудились на них, строили жилища, разводили скот, сеяли хлеб, растили детей. Наше поколение не смогло продолжить начатое ими дело. Кто знает, вернутся ли когда-нибудь вновь сюда люди, чтобы снова вдохнуть жизнь в этот край? Покидали мы село с разными думами. Для моих внуков - это история села их деда, для меня - частичка моей жизни.
Был солнечный июньский день. Перед нашим отъездом на небе стали появляться легкие белые облака, которые как бы провожали нас. Только кузнечикам в траве не было дела до этой трагедии села, их треск при взлете, да голосистые жаворонки, поднявшиеся высоко в небе, пели свои бесконечные песни, как и 150 лет назад, подтверждая, что жизнь продолжается».
comment closed