В ноябре этого года в ауле Оми произошло историческое событие - в каждый дом по новому водопроводу пришла очищенная вода. Этот аул широко известен тем, что с момента начала его образования здесь никогда не было чистой воды. Реки Омь более 200 лет была кормилицей и поилицей для местных жителей.
Хасан Халимович Музин, депутат Булатовского сельсовета, житель аула, многие годы писал во все инстанции, добивался, чтобы здесь появилась установка по очистке воды от солей. Он и его супруга Мунира Абдрахмановна родились сами и вырастили пятерых детей в ауле Омь. Оба мечтали, что свою старость встретят в родном доме, а воду будут брать чистую, из крана.
Мечты сбываются
Когда Мунире Абдрахмановне (на фото вверху) было пять лет, отец в первый раз привел её в сельский клуб, который располагался в бывшей мечети. Сидя на полу, девочка смотрела вверх на белое полотно, по которому двигались люди. Это был фильм «Первая учительница». Тогда двигающиеся люди на стене потрясли девочку. С тех пор маленькая Мунира мечтала, чтобы у нее дома и у каждого жителя аула в доме висело такое полотно, а нем двигались люди.
Сегодня у Муниры Абдрахмановны в доме телевизор с жидкокристаллическим экраном. Эта детская мечта сбылась. А в 62 года исполнилась еще одна ее мечта – в доме появился водопровод с чистой водой.
Чтобы понять, насколько водопровод в доме был долгожданен для жителей аула, нужно пережить все неудобства жизни без чистой воды, испытать тяжелый труд по заготовке льда, доставки воды с реки.
Свое детство Мунира запомнила тем, что каждый ребенок в селе с 7-8 лет имел собственное коромысло и обязанность – утром и вечером принести воду с реки. У родителей Муниры было пять дочерей и два сына. Каждому ребенку дедушка сделал коромысло. Ведра заменяли большие жестяные банки из магазина.
Идти купаться на речку без коромысла и ведер считалось большой провинностью и преследовалось наказанием. За этим следила мама, которую в шутку называли народным агрономом. Она была отличным цветоводом и огородником. В огороде Рахматулиных росло огромное количество овощей, ягод, фруктовых кустарников и деревьев, которые требовали поливки. Поэтому увильнуть от обязанностей детям было невозможно.
Источник жизни
Большим прогрессом стало появление в ауле в 70-е годы прошлого столетия колонок. Но вода, подаваемая в них из скважины, была горько-соленой. Ее жители брали только для бытовых целей. На пищеприготовление использовался лед, которым на целый год запасались жители зимой. Всем известно, что ледниковая вода – чистейшая, без примесей, и чай из нее получается очень вкусный. Лед стал не только источником чистой воды, но и своеобразным заработком для местных мужчин. Они заготавливали его и продавали пенсионерам, не имеющим сил и возможности вывезти с реки кубы льда. Кубы хранятся под навесом, на лето перекладываются в тару, где сохраняются до следующего ледникового сезона.
С ноября этого года в ауле вода из скважины очищается современнейшей установкой и подается в каждый дом. Но многие жители до сих пор на санях, запряженных лошадью, привозят с реки кубы льда. У каждого под навесом хранится замороженная вода так, на всякий случай, или для заезжих гостей, внуков, приезжающих из города.
Предки местных жителей практически все – долгожители, и причиной тому считается ледниковая вода. В качестве воды, очищаемой новой установкой, тоже можно быть уверенным. Химический анализ показал, что вода соответствует требованиям СанПиНа.
Подведение водопровода к каждому дому позволит теперь благоустроить его. У Муниры Абдрахмановны свое мнение на этот счет. Например, она считает, что дом есть дом, и в нем не должно быть туалета. У молодого поколения тоже свой взгляд на вещи. Так, другая жительница аула Милауша Абдрахманова (на фото внизу) с супругом хотят сделать перепланировку в доме и установить санузел, душевую кабину, стиральную машинку-автомат.
С приходом чистой воды здесь каждый счастлив по-своему. Но все одинаково с благодарностью говорят о Наталье Ивановне Чегодаевой, главе Булатовского сельсовета, без чьего участия не могло быть ни проекта по модернизации водоснабжения, ни его реализации. «Она – человек своего слова, - говорит Мунира Абдрахмановна, - что скажет, то и сделает. Конечно, людям хочется всего и сразу, но так не бывает. Поэтому всегда ей сочувствую и желаю всего хорошего».
Чтобы жили все богато…
Аул Омь, который находится в 55 км. от Куйбышева, уникален и тем, что здесь сохранилась самобытность татарского народа, предки которого собрались в этой точке земли со всей России, сохранились двухсотлетние традиции, а люди, как и встарь, приветливые. Автомобиль на улицах аула практически не встретишь. Местное население ездит на лошадях, в сопровождении стаи собак.
Молодежи почти нет – разъехалась по городам. Но, если встретишь татарскую девушку в национальном костюме, залюбуешься. И время, кажется, здесь остановилось. Есть свои летописцы, как, например, Мунира Музина. Она знает историю: «Наш аул появился более 200 лет назад. Тогда расейские мужики, чтобы не служить в царской армии 25 лет, отправлялись в Сибирь осваивать земли. Так на месте аула поселились татары казанские, астраханские, бухарские. Были местные татары. Первыми сюда приехали Рафиковы (ранее их звали Рапиковы), потом приехали Файзулины, Абдрахмановы. Вслед за переселенцами в конце 18 века по воле царя сюда пришел пешком мой прапрадедушка, указной мулла, Магзул. Придя, он помолился, чтобы аул существовал долго и был богатым.
В те времена местные татары не хотели своих девушек отдавать замуж за наших парней. Им приходилось жениться на двоюродных сёстрах. Очень редко, но это происходит и сейчас.
Многие из аула уехали жить в Новосибирск, Куйбышев. Если где встретите Абдрахмановых, Рафиковых, Музиных, то знайте, что они выходцы из нашего аула».
Анна СЕНТЯКОВА
comment closed