Все люди, независимо от возраста, образования и социального статуса, на протяжении всей жизни потребляют товары и услуги, за которые платят. Каждый человек, являясь потребителем, по праву может считать 15 марта днём защиты его прав. Каждый год этот день проходит под определённым девизом. В 2013 году девиз звучит: «Потребительское правосудие сегодня». Он акцентирует внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав. Об этом и состоялся наш разговор со специалистами по защите прав потребителей.
- Какие сегодня существуют возможности защиты прав потребителей?
Евгения Вадимовна Деева, специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по НСО в Барабинском районе:
- Закон «О защите прав потребителей» предусматривает возможность защиты прав потребителей в судебном и внесудебном порядке. Суть внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью самостоятельно урегулировать разногласия.
Нередко возникает вопрос: обязательно ли для потребителя перед обращением в суд предъявлять требования продавцу? Досудебное предъявление требований - право потребителя. Он по своему усмотрению может либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу, либо сразу обратиться с иском в суд. Предъявление требований продавцу не лишает потребителя права заявить иск в суд, если продавец откажется добровольно удовлетворить его требование. Исключение из этого правила предусмотрено для требований потребителя о возмещении морального вреда. Размер возмещения морального вреда определяется судом.
На практике, при обращении потребителей в судебные органы, минуя досудебное обращение к продавцу, суды возвращают исковые заявления для соблюдения такого порядка. Не обращаясь предварительно к ответчику, потребитель также лишает себя возможности взыскать моральный вред, неустойку и др.
В случае отказа продавца по устному требованию потребителя удовлетворить его права необходимо составить претензию. Её предъявление необязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров.
Не все потребители обращаются в суд. Это связано с небольшой суммой иска, стоимостью товара. Многие не хотят добиваться удовлетворения требований из-за долгой волокиты. Примерно из 100 обратившихся, в суд идут лишь 10-15 человек.
У потребителей из-за отсутствия специальных знаний возникают трудности с написанием претензий, исковых заявлений в суд. На сайте Управления Роспотребнадзора по НСО в разделе «Защита прав потребителей» можно посмотреть примерные бланки претензий по различным видам услуг, исковых заявлений http://54.rospotrebnadzor.ru
- Представляет ли Роспотребнадзор интересы потребителей в суде?
- Роспотребнадзор не представляет интересы потребителей в судах. Роль нашей службы в том, что она до принятия решения судом вступает в дело для дачи заключения по нему.
Около 98% судебных решений, в которых я принимала участие с заключением, принято в пользу потребителей. Так, гражданин подал исковое заявление в суд по вопросу взимания платы за ведение ссудного счета, заключение было в пользу потребителя и решением суда с банка было взыскано 9000 руб. Другой пример: женщина обратилась с претензией к продавцу о возврате денег за телефон. Продавец отказал в удовлетворении требований. Потребитель обратился в суд и выиграл его. Продавец обжаловал решение суда. Судом апелляционной инстанции решение мировых судей оставлено без изменения. Общая сумма взыскания составила 127 000 руб. Но бывают судебные дела, в которых даются заключения не в пользу потребителей. Тогда по решению суда с потребителей в пользу продавцов, исполнителей взыскиваются расходы.
Граждане, подавшие либо подающие исковые заявления в суд, предприниматели, юридические лица, Вы вправе обратиться в территориальный отдел (г. Барабинск, ул. Кирова, 1/а, тел. 25-910) с заявлением о вступлении в процесс для дачи заключения по делу.
- Каков порядок возмещения расходов на экспертизу, проведенную потребителем?
Юлия Владимировна Степанова, консультант ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в НСО» в Барабинском районе:
-В случае обнаружения недостатков в товаре, продавец обязан принять товар и провести проверку его качества. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков продавец проводит экспертизу за свой счет. Заключение экспертизы потребитель вправе оспорить в суде. В случае, если продавец отказался от проведения экспертизы и потребитель провел ее своими силами, и при этом установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые отвечает продавец, потребитель вправе предъявить продавцу требование о возмещении расходов на проведение экспертизы, а также, связанных с ее проведением. Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в добровольном порядке в течение 10 дней. За нарушение срока продавец (изготовитель) уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % от цены товара. При отказе удовлетворить требования потребителя вопрос разрешается судом. При удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с продавца (изготовителя) штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает продавца от исполнения возложенных на него основных обязательств перед потребителем.
Анна СЕНТЯКОВА
comment closed