• Главная
  • О газете
  • Подписка на газету
  • Выпуски
  • Вы находитесь здесь: Главная // Статья с фото, Удивительное, №05 (883) от 29.1.13 // Хозяин леса

    Хозяин леса

    хозяин лесаВ славянской мифологии леший - дух леса. Лешего представляли стариком с бородой, иногда наделяли копытами и рогами. Леший отличается от прочих духов свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями; в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки и поляны, он становится ниже травы, свободно укрываясь под любым листочком. На луга и в поля леший выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и банниками. Зато в лесу леший является полноправным хозяином: все звери и птицы повинуются ему беспрекословно.

    Носится леший по лесам с чрезвычайной быстротой, иногда с таким шумом, словно ураган пронесется, а то вдруг прошмыгнет тихо-тихо, что и лист не зашуршит.

    По поверьям, лешие умеют хохотать, аукаться, свистеть и плакать, как люди, подражают голосам птиц и зверей, но при встрече с живыми людьми они немедленно замолкают и делаются бессловесными.

    Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят. Правда, шутки лешего бывают злые и пугают людей, да и проказят они грубо, как это и подобает неуклюжим лесным жителям. Леший может завести человека, собирающего грибы или ягоды, в глухие дебри, из которых тот долго не может выбраться. А то напустит в глаза такого тумана, что совсем собьет с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу, возвращаясь к одному и тому же месту. Деревенские слухи настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и обвиняют их в нередких похищениях девушек.

    Однако леший не доводит человека до гибели. Притом от проказ лешего можно легко отчураться при помощи приемов, известных по заповедям дедов и прадедов. Так, заблудившийся человек должен раздеться, вывернуть наизнанку свою одежду и в таком виде снова надеть, не забыв при этом поменять обувь с одной ноги на другую. Если заблудились несколько человек, то все они должны поменяться одеждой.

    Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся (4 октября). В этот день знающие люди в лес не ходят. Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, народ не прочь был над ним посмеяться и с удовольствием пользовался его именем как ругательным («Иди ты к лешему», «Леший бы тебя забрал» и т. п.). Считалось, что леший чаще всего уводит к себе проклятых мужчин, женщин и детей, т. е. тех, о ком кто-либо неосторожно скажет: «Леший тебя забери!» Поэтому нечистую силу лучше не поминать.

    Свою легенду о леших имеют и коренные народы, населяющие Сибирь. Например, манси считали, что когда боги творили людей, они использовали глину и лиственницу. Глиняные фигуры стали людьми - век их недолог: когда им жарко, из них выступает вода (пот), а если их бросить в воду - тонут. Других людей боги сделали из лиственницы. Они получились крепкими и не тонущими в воде. Но как только боги закончили работу, люди из лиственницы тут же разбежались по лесам, и их стали звать мэнквами, лешими.

    Что касается быта и привычек, то здесь у леших все, как у людей, - кому-то из них, если верить сказкам, нравилось одиночество, а кто-то предпочитал обзаводиться семьей и потомством. Селились и те, и другие в еловых чащах, от людей подальше.

    Некоторые имели прочные связи с соседями - с водяными или с такими же лешими. С водяными могли дружить, а могли и драться, а вот с себе подобными отношения поддерживали хорошие. Любили, например, перекинуться в картишки. Ставкой в игре были белки, зайцы, волки и прочие животные, кроме медведей. Косолапый пользовался у лешего большим уважением.

    К слову сказать, наши предки объясняли, отчего животные вдруг снимаются с места и меняют ареал обитания, очень просто: мол, один леший другому в карты стадо (стаю) проиграл, вот зверье в другой лес и ушло. Так или иначе, лешего рисовали как полновластного хозяина всего живого в лесу. И оттого люди, которые промышляли охотой или выпасом скота, старались лешего задобрить: ложили на пни еду или ставили бутылку вина, чтобы тот загонял в силки дичь и берег коров от волков.

    В качестве спутниц лешие могли избирать так называемых леших баб - их описывают мохнатыми, морщинистыми и с обвисшей грудью - видимо, житье в чаще никого не красит. Отталкивающая внешность леших женщин объясняет, отчего лесовики охотились за женщинами человеческими.

    Воровали не только девушек, но и детей - тех брали на воспитание и растили как собственных детенышей. В XIX столетии описывали, например, случай, произошедший в Крестецком уезде, в деревне Ямницы: там говорили, что лесовой увел ребенка, мальчика лет 13. Потом мальчик воротился. Он был весь покрыт кожей, толстой, как кора, от одежды остался только ворот. А сверх того, мальчик совершенно забыл, как говорить, и с трудом учился вновь.

    Судя по всему, эта история о ребенке-маугли, который потерялся в лесу и каким-то образом сумел выжить. А шок мог стать причиной потери речевых навыков. Мог ли ребенок действительно встретиться с кем-то, похожим на лешего?

    Кто знает, может, все легенды о встречах с лешими, или лесными людьми, - это истории о встречах с одичавшими людьми, которые по какой-то причине оказались в лесу одни? Это могли быть потерявшиеся дети или дети, чьи родители жили в лесу, но рано умерли, и ребенок оказался предоставлен сам себе и вырос, не умея толком даже разговаривать - только выть, свистеть и хлопать в ладоши.

    Другая версия относительно леших касается существования не очень многочисленного вида человекоподобных существ, которые успели эволюционировать от приматов, но до человека еще не «доросли».

    Однако серьезные исследователи об этой версии и слышать не хотят, считая ее ненаучной и слишком уж фантастической. Но и другой взамен не предлагают. Мол, сказки, да и дело с концом. А уж верить в них или нет и как объяснять - это личное дело каждого.

    comment closed

    © 2010-2022 Контакты: 632387, НСО, г. Куйбышев, ул. Коммунистическая, 31. Тел.: 8(38362)51348. E-mail: westi[собачка]online.sinor.ru Куйбышевская газета Вести.