Сталинские репрессии определили небольшому городу Караганде судьбу «столицы» лагерей в Казахстане, а карагандинский лагерь (Карлаг) стал самым крупным в республике. На протяжении всего периода репрессий (1930-1950 гг.) в Карлаг ссылались известные литераторы, музыканты, ученые, политики, художники из центральных городов СССР. Среди них оказался и писатель Александр Солженицын. Во время Великой Отечественной войны он служил в артиллерийских войсках. В одном из своих писем товарищу, перехваченном спецслужбами, Александр Исаевич критиковал военную стратегию Сталина. Этого оказалось достаточно для ареста. Последовало восемь лет лагерей возле Караганды. Здесь и свела судьба Солженицына с Петром Степановичем Буджаком (на фото), ныне жителем г. Куйбышева.
Когда Петра Степановича определили в барак №10 для политических осужденных по ст. 58 УК РСФСР (государственные преступления и контрреволюционная деятельность), место на двухъярусных нарах досталось рядом с Солженицыным. В бараке на 100 человек Александр Исаевич был дневальным. В его обязанности входило следить за порядком, поднимать заключенных на работу, распределять очередь между жильцами для топки печи. Он не работал со всеми остальными заключенными, и за ним велась особая слежка. Петра Степановича не раз допрашивало лагерное начальство о том, на какие темы они ведут беседы с Солженицыным. Буджак пожимал плечами, мол, ни о чем.
А Александра Исаевича очень интересовала тема западных территорий, присоединенных накануне войны к СССР – Польши, Украины. Буджак, ставший свидетелем присоединения Прикарпатья к СССР, был для будущего диссидента хорошим источником информации, которая, возможно, потом послужила материалом для будущих книг. Позднее лагерная жизнь Солженицына в Казахстане получила литературное воплощение в рассказе «Один день Ивана Денисовича».
Солженицын собирал вокруг себя таких западников, как Буджак, слушал их рассказы, запоминал. Вести какие-то записи, дневники в условиях лагеря было невозможно.
Петр Степанович прожил рядом с Солженицыным около полугода, потом Буджака перевели в другой лагерь. Солженицына он запомнил как глубоко интеллигентного человека, от которого ни разу не услышал матерного слова. В лагере все крепко бранились, но католическая вера и западное воспитание Буджаку не позволяли засорять свою речь нецензурными выражениями.
Спустя 40 лет судьба их вновь свела в том, что Петр Степанович стал получателем ежегодной премии русского общественного фонда А. Солженицына. Средства Фонда выделяются жертвам политических репрессий, отбывавших наказание в лагерях. Таких человек в Куйбышевском районе оказалось немного. Сегодня в живых получателем премии остался только Петр Степанович.
В начале 1932 года правительство страны приняло решение о строительстве Байкало-Амурской железной дороги.
В стране началась вербовка людей. Однако никаких условий для первых строителей БАМа организовано не было, и люди просто разбежались. Так возникла и воплотилась идея создания БАМлага. И дорогу начали строить заключенные.
После Карлага Буджака перевели в лагерь под Хабаровском. Здесь со всеми заключенными он три года строил БАМ, укладывая насыпь на участке от ст. Кульдур до ст. Ургала. Строительство не прекращалось даже в 45-градусные морозы, потому как после Победы на Западе военным требовалась дорога на Восток. Заключенные спасались от холода тем, что обрезали у фуфайки рукава. В один конец рукава пряталось лицо, другой рукав затыкался за пазуху. Но зимой работать было легче, так как на морозе камень легко рассыпался. Норма каждого человека заключалась в 40 тачках, которые необходимо было наполнить камнями и привезти к будущему полотну, располагавшееся на расстоянии почти километра. Буджак перевыполнял норму, за что премировался 900 гр. хлеба в день.
Ослабевшие от холода, болезней и голода, многие умирали прямо на камнях. Петру Степановичу буквально повезло выжить. Его перекидывали с одного лагеря в другой. Однажды он даже оказался в числе новоселов еще одного основанного лагеря. Здесь его назначили поваром. Одной из его обязанностей было составление меню. Петр Степанович до сих пор помнит нормы заключенного. Стоимость питания одного человека в день не должна была превышать 45 копеек (булка хлеба стоила 20 коп). Лагерный суп состоял из картошки, морской капусты, перловки или чечевицы. Чтобы баланда была сытнее, Буджак добавлял в неё ржаную муку. Но голод, цинга были непобедимы. Количество заключенных постоянно росло, и продуктов катастрофически не хватало. По причине плохого питания заключенные однажды взбунтовались. Прибывшее для разбирательства начальство, узнав, что повар, бухгалтер и кладовщик отбывают наказание по 58-й статье, отправили их в штрафную зону, где коротали свой срок убийцы и беспредельщики. Уголовники решили расправиться с «продажными суками», каковыми считали всех заключенных, кто был приближен к продуктам и материальным средствам в лагере. Буджака спасла его находчивость, когда во время расправы он опрокинул огромную бочку для запаривания хвои, предназначенной для борьбы с цингой, и спрятался в ней.
Великая Победа, великие стройки 20 века – они дались ценой миллионов жизней. На фоне величия огромного государства жизнь человека, несправедливо объявленного врагом народа и заморенного лагерным трудом, совершенно незаметна. Также незаметно уходят из жизни сейчас и те, кому тогда повезло выжить.
Анна СЕНТЯКОВА
comment closed