• Главная
  • О газете
  • Подписка на газету
  • Выпуски
  • Вы находитесь здесь: Главная // Образование, №34 (809) от 23.08.11 // Племя младое, незнакомое

    Племя младое, незнакомое

    Студенческая семья КФ НГПУ увеличилась на 87 человек.

    Подходит к концу короткое сибирское лето, а вместе с ним и весёлая пора каникул, вскоре школьники вновь сядут за парты и с новой силой примутся осваивать науки. А для вчерашних одиннадцатиклассников осень — это время больших перемен. Позади волнения выпускных экзаменов и зачисление в учебные заведения. Здравствуй, студенческая пора!

    В двадцать второй раз распахнул двери для первокурсников Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета. Как проходил набор и что ждёт новоиспечённых студентов в светлых аудиториях ВУЗа, нам рассказал директор КФ НГПУ — С.А. Пономарёв.

    — Сергей Анатольевич, 9 августа прошло зачисление в учебное заведение, кого-то из абитуриентов списки порадовали, кого-то огорчили, скажите, сколько первокурсников пополнят сегодня студенческие ряды ВУЗа?

    — Начнём с того, что в силу разных причин, количество абитуриентов в 2011 году в сравнении с прошлым годом снизилось, и снизилось значительно. Основная причина — это, безусловно, демография. Мы отслеживаем статистику — в этом году количество выпускников одиннадцатых классов уменьшилось почти наполовину. Второй фактор — многие школьники сегодня стали несколько иначе подходить к определению своей будущности и выбору учебного заведения, где они продолжат образование. Нагнали на школьников страхов по поводу единого государственного экзамена, и зародилась новая тенденция, когда выпускники девятых классов, минуя десятый и одиннадцатый, поступают в средние специальные учебные заведения, где не требуется обязательная сдача ЕГЭ. Если после ССУЗа они решают получить высшее образование, то в ВУЗах к ребятам со средним специальным образованием существует более либерализированный подход, и форма вступительных испытаний зависит от желания абитуриента. Мы следим за тем, как идёт набор в других учебных заведениях, и на протяжении нескольких последних лет прослеживается тенденция резкого сокращения десяти-одиннадцатиклассников, что, конечно же, влияет на набор. И вот результат: в нынешнем году в наш ВУЗ было подано 184 заявления. Они были рассмотрены приёмной комиссией, и на очное отделение мы приняли 87 человек, на заочное — 12 — новый поток красивых, полных планов и романтики ребятишек. Конечно, по традиции, для педагогического ВУЗа состав первокурсников достаточно феминизированный, лишь факультет математики и информатики, как обычно, отличается достаточно высоким процентом юношей.

    — Давайте вновь обратимся к теме единого государственного экзамена. В школе такой формой испытаний недовольны не только ученики, но и многие учителя. При подобной системе сдачи экзаменов, как говорят учителя, практически, исчезает возможность проверить коммуникативные навыки выпускников: как они умеют говорить, выражать свои мысли не только готовыми книжными фразами своих сочинений, но и в устной речи. Насколько остра эта проблема для абитуриентов педагогического ВУЗа?

    — Бесспорно, это проблема. Во время летних вступительных испытаний мы очень много узнаём про это «племя младое, незнакомое» именно из общения. Первым этапом нашего знакомства были как раз устные экзамены. Сейчас мы только получаем документ, согласно рейтингу рассматриваем кандидатуры абитуриентов, после чего зачисляем их, либо не зачисляем, вот и всё. Непосредственное знакомство происходит уже в аудиториях во время начала лекционных курсов. Раньше я знал всех первокурсников, если не по именам, то хотя бы по манере общения и по способностям. Сегодня я не знаю никого.

    — Неоднократно ходили разговоры о том, что рынок перенасыщен молодыми учителями, а ведь изначально перед Куйбышевским филиалом стояла задача как раз подготовки педагогических кадров для сельских школ Куйбышевского и близлежащих районов. Происходят ли в связи с этим изменения в самом процессе подготовки специалистов-выпускников Вашего ВУЗа?

    — Новая концепция профессионального образования ориентирует на то, что учителей в таком количестве вроде и не нужно, естественно, и мы переходим на новые формы подготовки. Сейчас в связи с реформированием системы высшего профессионального образования повсеместно введена двухуровневая система: нижний уровень — бакалавриат, верхний — магистратура, соответственно, меняется и номенклатура. На сегодняшний день у нас представлено математическое образование, филологическое, иностранные языки, информационные технологии и психология образования. На следующий год мы планируем ещё больше расшириться с точки зрения профилей, но всё это педагогическое и психолого-педагогическое образование, которое даёт будущему специалисту наиболее широкий спектр знаний и навыков. Однако не стоит забывать, что мы, прежде всего, люди, и коммуникационные навыки необходимы в любой сфере деятельности. Живое общение даже сегодня в век технологий остаётся главным механизмом при налаживании контакта, и мы стараемся сделать так, чтобы именно эти способности у наших выпускников были максимально развиты.

    Кроме этого, с тех пор, как институт был преобразован в университет, мы перестали быть кузницей именно педагогических кадров. ВУЗ, согласно Уставу, готовит специалистов с высшим педагогическим образованием. Это не просто учитель, а человек, который может работать в самых различных сферах.

    — Раз мы уже обращались к вопросу зачисления и пополнения студенческих рядов, то многих волнует вопрос проживания. Разговор о том, что общежитие профессионального училища № 89, где все эти годы проживали студенты КФ НГПУ, будет для них закрыто. Какие действия предприняты Вами для решения этой проблемы?

    — Могу сказать о том, что данный вопрос снят. При переговорах было достигнуто устное соглашение о том, что в общежитии по адресу: улица Молодежная, 3 вновь будут проживать наши учащиеся, так что шумиха вокруг этого вопроса была поднята преждевременно и несколько необоснованно. Я обратился к министру образования правительства Новосибирской области, к губернатору, в итоге вопрос был решён положительно. Иначе не могло и быть. Всё завязалось из-за того, что учебные заведения относятся к разным уровням подчинения, но ведь для ребятишек, которые приехали в наш город учиться, получать профессию это не важно, они в таких тонкостях не разбираются.

    — Кстати, дети приезжают получать высшее образование в Куйбышевском филиале Новосибирского государственного педагогического университета уже более двадцати лет, много среди студентов и куйбышевских ребят. ВУЗ не теряет популярности…

    — Есть целый ряд преимуществ малого ВУЗа перед большим. Он более персонифицирован и процесс общения, как элемент обучения представлен здесь намного больше. Практически всех своих студентов мы знаем по именам, мы в курсе их успехов и проблем. Обучение получается максимально индивидуализированным. Кроме этого, мы постоянно находимся в системе мониторинга, проводим тестирования (причём, тесты готовим не мы, студенты тестируются онлайн), по результатам тестов анализируем накопленный ребятами багаж знаний и навыков. Я со всей ответственностью могу сказать, что подготовка наших студентов нисколько не уступает подготовке в головном ВУЗе. Если же где-либо обнаруживаются просадки, пробелы, мы тут же стараемся их устранить. Неизвестно, где наши дети будут завтра, и мы готовим выпускников к тому, чтобы они могли качественно работать практически в любых областях. Кто-то продолжает обучение в аспирантуре, кто-то становится преподавателем в стенах родного университета.

    — Как говорится, где родился — там и пригодился. Сергей Анатольевич, в первые годы работы КФ НГПУ, было немало приезжих преподавателей из Новосибирска, Омска. Есть ли необходимость сегодня привлекать кадры из соседних городов и регионов?

    — Мы укомплектованы полностью, вместе с тем, не отказываемся от участия в образовательном процессе кого-либо из Новосибирска или Омска. Бывают некоторые части учебных курсов, представленные блестящими специалистами, и мы приглашаем их для чтения спецкурсов, для руководства дипломными работами. Нередко мы привлекаем специалистов такого уровня для того, чтобы они имели возможность на месте выявить студентов, которые смогли бы в полной мере заняться научной работой. То есть мы стараемся максимально расширить круг знаний студентов. А если вы задаёте вопрос: «Сможем ли мы сегодня своими силами осуществлять качественный учебный процесс?» Да, сможем.

    — Для специалиста с высшим педагогическим образованием сегодня далеко не на последнем месте стоит умение применять на практике достижения современной науки и технологии. Насколько тесно соприкасается учебный процесс в Куйбышевском филиале НГПУ с развитием технологических процессов в стране и мире?

    — Я думаю, что здесь мы идём в фарватере, стараясь максимально использовать научно-технический прогресс в работе и учёбе. Уже давно мы полностью компьютеризировали нашу библиотеку. Электронные каталоги, возможность через глобальную сеть  пользоваться фондами библиотек других ВУЗов, причём, не только иногородних, но и иностранных. Сегодня библиотека как просто хранилище книг уже устарела. Мы имеем дело с хорошо организованным и оснащённым информационным центром.

    Возможность подключения к высокоскоростному Интернету наши студенты получают не только в стенах университета, но и не выходя из общежития. Там установлена точка подключения к «всемирной паутине», достаточно лишь зарегистрироваться в отделе компьютеризации ВУЗа, и студент получает возможность постоянного бесплатного доступа в Интернет. Закуплена партия букридеров, в течение нового учебного года мы опробуем это новшество на практике: приживётся или нет, исходя из результата, возможно, приобретём ещё партию такого оборудования.

    Техническое оснащение — это та область, где невозможно достичь вершины, но мы стараемся по мере наших возможностей (в том числе и финансовых) работать соответственно сегодняшнему дню.

    — А помимо общения с представителями других высших учебных заведений посредством глобальной сети есть ли у студентов возможность обмениваться опытом и общаться с иностранными друзьями, так сказать, «в глаза»?

    — У нас налажен контакт с иностранными ВУЗами. Изначально это было вызвано потребностью в общении студентов факультета иностранных языков с целью освоения качественной языковой практики, поскольку здесь ещё ничего не придумано такого, что могло бы заменить живую речь. Мы продолжаем налаживать и закреплять контакты — успели побывать и в Германии, и в Италии, и в США, недавно группа вернулась из Англии. В этом направлении очень активно работает И.М. Афанасьева. Выигрываем гранты, и нас знают не только за пределами области, но и далеко за пределами страны. Мы также принимали иностранных гостей, но в основном взрослых, хотелось бы, чтобы наш ВУЗ посетила именно студенческая молодёжь зарубежья. Это один из элементов нашей деятельности, и мы постараемся его реализовать.

    Будем надеяться, что Куйбышевскому филиалу Новосибирского государственного педагогического университета это удастся. А пока… Начало нового учебного года не за горами. Вновь вернутся в родные стены старшекурсники. Будут прочитаны первые лекции для студентов первого курса.  Здравствуй, племя младое, незнакомое.

    Беседовал

    Сергей Крышталев

    comment closed

    © 2010-2017 Контакты: 632387, НСО, г. Куйбышев, ул. Коммунистическая, 31. Тел.: 8(38362)51348. E-mail: westi[собачка]online.sinor.ru Куйбышевская газета Вести.