• Главная
  • О газете
  • Подписка на газету
  • Выпуски
  • Вы находитесь здесь: Главная // Образование, №40 (815) от 4.10.11 // Образовательные стандарты второго поколения

    Образовательные стандарты второго поколения

    школаВ этом году по всей России первоклассники начали заниматься по новым образовательным стандартам. В 2008-2009 учебном году стандарты второго поколения были  апробированы в отдельных классах МБОУ СОШ №3. В прошлом учебном году школа работала в пилотном режиме. Сегодня в пилотном режиме работают учителя вторых классов. Что же изменилось в течении образовательного процесса после применения новых стандартов? Бесспорно, что в каждом образовательном учреждении педагоги решали данную задачу различными путями. Мы побеседовали с директором СОШ №3 Т.С. Лярской и заместителем директора по учебно-воспитательной работе Г.Т. Машковой, которые поделились опытом работы по образовательным стандартам второго поколения, стоит заметить, что для педагогического коллектива школы №3 ФГОС не в новинку.

      «Основное отличие новой системы том, что требования, которые предъявляются к структуре и условиям обучения, стали более серьёзными, — рассказывает зам. директора МБОУ СОШ №3 Г.Т. Машкова. — Значительное внимание уделяется универсальным учебным действиям. В процессе воспитания доминантой является личность, чтобы ребёнок, окончивший обучение по стандартам второго поколения, мог легко социализироваться в обществе, найти своё место, развить способности. Все полученные умения и знания мог бы адаптировать к окружающей среде — именно на это и направлены универсальные учебные действия».

    Бесспорно, сверхзадача поставлена значимая и объёмная, но каким образом всё это реализовать на практике? Как рассказали педагоги школы №3, которые имеют непосредственный опыт работы по стандартам второго поколения, для учителей есть определённые программы, которые они должны реализовывать. Помимо основной образовательной программы школы, включающей в себя программу духовно-нравственного воспитания, здорового образа жизни и другие есть программа универсальных учебных действий, где помимо знаний ребёнка непосредственно по предметам учитывается и личностное развитие. Конечно, здесь не ставятся отметки в журнал, и отсутствует какая-либо балльная система, основным критерием является умение общаться с окружающими людьми, будь то ровесники, старшеклассники или взрослые.

    В связи с введением ФГОС в учебный план добавился дополнительный час физической культуры, поскольку большое внимание уделяется двигательной активности обучающихся. Претерпела изменения и учебная литература, в частности, значительно расширилась вспомогательная информация для педагога.

    «В этом учебном году и первоклассники, и учителя работают по образовательной  системе «Школа 2100», — говорит директор МБОУ СОШ №3 Т.С. Лярская, — стоит заметить, что практически все учебники дети получили за счёт библиотечного фонда школы, за собственные средства были приобретены лишь предметные тетради и прописи. Кстати, теперь у ребятишек появились учебники и по музыке, и по физической культуре —предметам, ранее не требовавшим учебной литературы».

    Значительное внимание при введении федеральных стандартов уделяется самооценке обучающихся, когда школьник должен непосредственно сам оценить свою работу. Педагог же при выставлении отметок должен принять во внимание все рабочие моменты урока. То есть, рассматривается не только конечный результат, но и участие ребёнка в процессе работы: предложенные им конструктивные решения, умение планировать свою деятельность и т.д.

    Большое внимание в первых классах уделяется групповой форме работы, что позволяет так же развивать личностные качества учащихся, умение их работать в коллективе. С первого класса дети учатся эффективному межличностному взаимодействию, коллективному планированию действий, умению распределить работу между членами коллектива — один вырезает, другой клеит, третий занимается общим оформлением, как итог — завершённое изделие с минимальными затратами усилий каждого и максимальной эффективностью совместного труда.

    Активно вводится и внеурочная деятельность учащихся, которая реализуется по пяти основным направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное. В рамках данных направлений формируются кружки и клубы по интересам, причем, используется методика работы не с отдельным классом, а смешанными группами из разных первых классов. Такая модель внеурочной деятельности была опробована педагогами школы №3 в прошлом учебном году и дала неплохие результаты, нынче работа будет продолжена. В кружковую деятельность включаются не только учителя начальной школы, но и учителя-предметники. Таким образом, они готовятся по прошествии нескольких лет принять нынешних первоклассников на следующей ступени обучения. Предполагается, что, возможно, уже на будущий год новые стандарты в пилотном режиме будут опробованы в пятых классах, и учителя должны быть к этому готовы.

    В течение каждого учебного года будет проходить диагностирование учащихся по определённым методикам, разработанным в рамках программ, выбранных той или иной школой и дополненных педагогами-психологами для конкретного образовательного учреждения. Диагностика позволит проследить динамику личностного развития каждого ученика и наметить пути коррекции.

    Помимо всего прочего теперь, наряду с результатами итоговых работ, у каждого ребёнка будет формироваться портфель достижений, наглядно демонстрирующий успешность школьника на каждой ступени обучения. Это своего рода портфолио, в которое войдут не только предметные, но и, в первую очередь, личностные успехи. Даже у самого застенчивого ребёнка имеется скрытый потенциал, и все проявления тех или иных талантов будут зафиксировано участниками образовательного процесса в его личном портфолио.

    Сергей Крышталев

    comment closed

    © 2010-2017 Контакты: 632387, НСО, г. Куйбышев, ул. Коммунистическая, 31. Тел.: 8(38362)51348. E-mail: westi[собачка]online.sinor.ru Куйбышевская газета Вести.