Левша Николая Лескова на все времена стал воплощением гения и пороков русского мужика. Сегодня в мире проживает 11 человек, которые, как русский Левша, создают микроминиатюры и не перестают удивлять человечество чудесами минимализма.
Приятен тот факт, что в России проживает большая часть этой десятки уникальных мастеров. Один из них наш земляк - Владимир Михайлович Анискин. Ему 38 лет, он новосибирец, кандидат физико-математических наук, работает старшим научным сотрудником в Институте теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН. Владимир исследует микротечения жидкости и газа, а также ведет разработку, создание и применение микродатчиков для аэродинамических исследований и в других областях науки. Кроме того, молодой ученый – творческий человек. В результате гармоничного союза творчества и науки Анискин создает уникальные микроминиатюры.
Все началось в 1998 году, когда Владимир учился на последнем курсе НГТУ. Ему в руки случайно попал сборник рассказов о мастерах микроминиатюристах СССР. Их творчество произвело впечатление на Анискина, и у него возникло желание сделать что-либо подобное. И книжка в руки молодого ученого попала не напрасно. Скоро микроминиатюр он создал столько, что можно было открыть собственную выставку. А потом на основе работ Владимира Анискина Международной Гильдией Мастеров (г. Санкт-Петербург) был организован первый в России Музей микроминиатюры «Русский Левша». Здесь постоянно находится одна из четырех существующих экспозиций микроминиатюр, созданных Анискиным. Другая экспозиция в эти дни находится в краеведческом музее г. Куйбышева. Кстати, в нашем городе Владимир свои работы представляет второй раз.
На этот раз в Куйбышеве выставка из 24 экспонатов. Каждый из них представляет собой стеклянный ящик, в который встроен микроскоп. Сама работа освещается специальным миниатюрным светильником. Так человеческому глазу, вооруженному микроскопом, открываются чудеса минимализма. Среди них классика жанра – подкованная блоха, верблюды в игольном ушке, надписи на волосе, рисовом зернышке. Есть также оригинальные и невероятно сложные работы – розы на торце волоса, выполненные из частичек зеленой пыли, также точные копии государственных наград – три ордена Славы на срезе рисового зернышка, «Золотая Звезда» на торце волоса и пр.
На выставке представлена самая сложная с технологической точки зрения работа – русский алфавит. 33 буквы размещены на торце волоса, высота буквы составляет 0,015-0,02 мм. Также представлена одна из самых мелких работ, которую удалось создать мастеру на заточенном кончике волоса – спутник, диаметр которого 25 микрон, диаметр антенны – 2 микрона.
«Самыми дорогими для меня работами являются те, которые сочетают в себе одновременно сложность техники изготовления и художественность образов, - говорит Владимир, - Такими работами являются герои мультфильмов, например, экспозиция «Винни-Пух с друзьями». Сложность заключается в том, что нужно изобразить движение, мимику на лицах, а также некоторые элементы изготовить отдельно, например, руку, не видя при этом головы или туловища героя. Важно суметь соблюсти пропорции, соотнести масштаб, когда не видишь того, что уже сделано. К тому же эти объекты трехмерные, а значит, возникают вопросы – как держать, фиксировать и обрабатывать объекты со всех трех сторон».
Каждая работа выполняется вручную под микроскопом, без микроманипуляторов. Для этого Владимир сделал два станочка - замерный и заточный, каждый из которых умещается на ладошке. Инструменты - размером не больше спички – также создает сам. При чем для каждой микроминиатюры создаются индивидуальные инструменты.
Создание крошечных фигур требует не только мастерства, но и чутья, сноровки. Недаром лесковский Левша англичанам раскрыл секрет своего мастерства емким русским словом «приноравливаюсь». Владимир тоже приноравливается. Особо тонкую работу он выполняет между ударами сердца. Каждый толчок в груди передает движение на инструмент в руке, что не позволяет точно выполнить действие. Поэтому четкое и контролируемое движение можно сделать исключительно между ударами сердца. Интервал между ними составляет полсекунды, и нужно приловчиться, чтобы в этот миг добиться результата.
На изготовление одной работы, в зависимости от сложности, тратится от недели до полугода, но времени на поиск технологии уходит гораздо больше – годы. Так розу, расположенную внутри волоса, Владимир делал два месяца, но три года искал технологию. Методом проб и ошибок он подбирал и создавал сверло нужного размера, чтобы просверлить волос диаметром 0,12 мм, отшлифовать его, сделать прозрачным. В результате, была создана роза в волосе с шириной бутончика 0,065 мм. и с листочками, выполненными из частичек зеленой пыли.
При создании своих работ мастер использует различные материалы – золото, вольфрам, олово, обыкновенную пыль и т.д. Для постаментов используются половинки макового зернышка, виноградного семечка и волосы, как человеческие, так и конские. Владимир в своем творчестве использует светлые волосы жены. Их русый цвет подчеркивает контрастность работ, изящество. Но все-таки самой удобной площадкой для размещения миниатюр признан торец конского волоса, так как отличие от человеческого волоса в сечении, он круглый.
Работы каждого мастера-миниатюриста уникальны, потому что это искусство очень редко и чрезвычайно сложно с точки зрения технологии. Коллекция мастера Анискина высоко оценена Московской фирмой оценки собственности. Оценили её и за границей, когда выставки микроминиатюр Владимира побывали в Шанхае, Чехословакии, Риге, Вильнюсе.
В отличие от русского Левши 18 века современные микроминиатюристы – высокообразованные люди. Главное, чтобы их гений был признан в России.
Анна СЕНТЯКОВА
На фото: В. Анискин на выставке в г. Куйбышеве, 2011г.
Интересные новости на сайте telyeintervyu.com
comment closed