Многих переселенцев приняла на свои берега река Ича. Среди тех, кто задержался на берегах этой реки и обосновал свое поселение в 1862 году, были зыряне из Пермского края. Они первоначально и деревню свою назвали Пермяки, по территории, откуда прибыли. Этот народ, населяющий северный и приполярный Урал, относится к финско-угорской группе. Говорит народ коми (зыряне) на коми - зырянском языке, схожем с удмуртским. Но их редко кто звал народом коми, а сами они называли себя пермяками или зырянами.
Поскольку зыряне жили среди русского народа, они в большинстве своем владели русским языком, были православными христианами и носили русские фамилии, имена и отчества. По внешнему виду зыряне немного отличались от русских своей смуглостью. Прожив длительное время в Сибири, потомки первых переселенцев постепенно забыли свой коми – зырянский или коми - пермяцкий язык, потому что они вступали в браки с русскими и другими народами, и все назывались русскими. Я выбрал фамилии зырян, проживающих в деревне Ново-Королево уже в более поздние годы, это были потомки переселенцев. Это семьи Коневых, Изюровых, Панюковых, Королевых, Гуляевых, Черновых, Кривиных, Микушовых, Шелепановых, Кузнецовых, Поповых, Лобановых, Николаевых, Ивкиных, а также Коропчеевы, Подрановы и другие. Зыряне венчались, крестились в русских храмах, священники и давали им русские фамилии, имена и отчества. Но следует обратить внимание, что в послевоенные годы дети зырян стали отказываться от своей национальности и записывали свою принадлежность к русской нации. Например, по записи в похозяйственной книге, Коневы отец и мать - зыряне, а четверо их детей - русские.
Но вернёмся к прошлому. Зыряне быстро осваивались в новых условиях. Сибирский климат им был не помехой, так как и на их родине были такие же суровые условия. Вначале вверх по реке Ича в пяти километрах от деревни Ваганово стоял поселок, именуемый в советское время Лесхозом, а затем был переименован в Среднеичинск. Сейчас он находится на территории Северного района. А далее, еще выше по реке, но уже в стороне от Северного тракта, в 10 км. от Лесхоза зыряне и облюбовали себе место под свой поселок. Хотя здесь больших гривных мест не было, но среди лесов и болот были хорошие пустоши, пригодные для выращивания хлебов и луга для выпасов скота и заготовки сена. Строились зыряне капитально, возводили дома, надворные постройки, дворы. Я обратил внимание, что в Ново-Королево более половины деревни состояло из домов, и меньше было изб. И почти в каждом дворе был амбар, а через дом, два - баня. Ни в одной деревне, не было построено столько бань, сколько в этой. Зыряне, видно, любили попариться в баньке. Дома строились на протяжении от возникновения деревни до предвоенных лет. Это подтверждает, что люди намерены были здесь жить, работать.
К 1920 году в Ново-Королево было зарегистрировано по переписи 47 дворов, в которых проживало 262 человека, из них мужчин 133 и женщин 129. Это была уже немаленькая деревня. У крестьян этой деревни было 84 рабочих лошади, 208 коров, 217 овцематок и 22 свиноматки. Да еще молодняк лошадей, крупнорогатого скота, овец. Приличное было стадо крупнорогатого скота, большой табун лошадей и немаленькая отара овец. В части наличия скота их нельзя было назвать бедняками. Засевали 50,6 десятин пашни -в основном, озимую рожь, овес, а также немного яровой пшеницы, яровой ржи, ячменя, льна, конопли, а также овощи и сажали картофель.
В 1929 г. в Ново-Королево организовался колхоз «Память Ленина». В 1935 году в этом колхозе состояло 63 двора. Кроме зырян, в деревне поселилось и несколько семей русских. Недолгая судьбы была отведена этому колхозу и поселению. Уже на 1 января 1939 г. в колхозе было всего 26 хозяйств. Колхоз убавился почти на половину.
Война же, на которую были призваны сильные, работоспособные мужчины, обезлюдила деревню. Двенадцать ново - королевских воинов навсегда остались лежать в могилах на поле брани или пропали без вести. Назовем их поименно: Витошкин А. Д., Гуляев И.Г., Гуляев С. И., Изюров Д.Д., Лобанов С.В., Микушов М.П., Панюков Г. А., Подранов М. Н., Чернов Е. К., Чернов П.М., Шелепанов С. Ф., Шелепанов Я.Ф.
Все, что в колхозе производилось и выращивалось, сдавалось государству. Колхозники не получали на трудодни ни хлеба, ни денег, жили только с подсобного хозяйства, которое облагалось еще и налогом. Трудно, очень трудно стало жить в этой деревне. А рядом Лесхоз, где рабочие получали хотя бы небольшую зарплату, да еще по карточкам кое - какие продуты. И люди, бросив свои дома, уходили в Лесхоз на заработки, кое - кто подался в колхоз «Колос», где жили русские и зыряне. Ново-Королево постепенно начало распадаться. На 1 ноября 1948 г. в колхозе осталось 19 хозяйств, а через два года и того меньше, и те состояли, в - основном, из пенсионеров. Оставшийся скот, другие ценности передали вагановскому колхозу. Так колхоз «Память Ленина» прекратил свое существование, хотя в деревне осталось еще несколько семей старшего поколения. Потом на базе развалившегося колхоза была организована промартель.Кое-кто вернулся в деревню на работу в эту артель. Там производили сани, телеги, гнули дуги, изготавливали бочки, кадушки, плели корзины. В 1947 году промартели ликвидировали. Жителям негде было работать, и они покинули деревню. Последним покинул деревню Натан Алексеевич Витошкин (1900 г. р.) вместе со своей семьей в 50-е годы.
Бывших жителей деревни Ново-Королево сейчас можно встретить в Отрадненском и бывшем Куйбышевском совхозах, в Гжатске, в Среднеичинске, в Куйбышеве. И они, потомки первых зырян и их дети, уже утратили принадлежность к своей национальности, все стали русскими. Произошла ассимиляция с русским народом небольшой группы народа коми (зырян), оказавшихся в Сибири по воле их предков. А некоторые даже и не знают своих истинных корней, считая, что они - коренные сибиряки. Но корни их находятся на Северном Урале, в Пермском крае.
Около века прожила деревня Ново-Королево. Теперь на месте бывшей деревни не растет даже бурьян. Его заменили обычные полевые травы. Природа вернулась в первоначальное состояние.
Н.Е.Бурдыко
Из книги "Жила-была деревня"
comment closed