• Главная
  • О газете
  • Подписка на газету
  • Выпуски
  • Вы находитесь здесь: Главная // Актуально, Статья с фото, №25 (903) от 18.6.13 // Светлый праздник единства и святости

    Светлый праздник единства и святости

    d85dcef38562fd3199f9446000f8d472Троица- один из самых любимых в народе праздников. Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи, поэтому иногда этот праздник называют Пятидесятницей.

    После Вознесения Христова, через 50 дней после Пасхи, апостолы вошли в тот самый дом в Иерусалиме, где проходила Тайная вечеря. Этот небольшой дом на узенькой улочке, расположенной на горе Сион, сохранился и по сей день.  Когда апостолы вместе с Богоматерью вошли туда, внезапно послышался шум. Вслед за этим посреди дома появились языки огня, которые, разделяясь, останавливались над головой каждого апостола. В пламени апостолы зримо ощутили присутствие Святого Духа. Благодаря сошествию Святого Духа апостолы заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду. Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-Отца, а послан он был Богом-Сыном. Принятый апостолами Дух помог им выстоять и в теологических спорах, и под пытками, и перед лицом смерти. Сошествие Святого Духа считается началом христианской церкви.

    В русской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. За два дня до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи праздновали Семик, поэтому вся неделя перед Троицей называлась семицкой или троицкой. Ее символом стала молодая березка. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст всем здоровье и благополучие.
    В постную среду на троицкой неделе деревенские девчонки ходили заламывать березку. Березовыми ветвями украшали дом внутри и снаружи, втыкали их за иконы, зеркала, за оконные наличники. И начинали готовиться к четвергу - Семику: на длинные льняные нити нанизывали соломинки, фантики, лоскутки, запасали новый наряд. В четверг с утра детям жарили яичницу (это обрядовое блюдо символизировало жаркое летнее солнышко), давали с собой крашеные желтые яйца, и ребятня отправлялась в лес “завивать” березку. Выбиралось красивое деревце, и его ветви завивались гнездышком, связывались попарно, заплетались косичкой, скручивались венком. На березку вешали приготовленные бусы, ленты, платки, украшали полевыми цветами. Вокруг березки  водили хороводы с песнями, под ней устраивали трапезу, не забывая оставить еды птицам. А, может быть, и нам попробовать “завить” березку? Её совсем не обязательно рубить в лесу. Лучше найти симпатичное молодое деревце на территории дачного участка, детского сада или школы и нарядить его. Ствол можно обвить широкой красивой лентой, а ветви украсить венками из полевых цветов, соломенными бусами, разноцветными лоскутками, платочками.

    Суббота накануне Троицына дня была у славян одним из главных поминальных дней. Поэтому нередко ее называли родительской или задушной субботой.

    В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Об этом очень хорошо написал Иван Шмелев:
    Пахнет, как на лужку, где косят. И на воротах наставлены березки, и на конюшне, где медный крест, и даже на колодце… Неужели зайдет Господь во Святой Троице?.. Там, в березках, невидимо смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками …”

    После службы молодежь отправлялась развивать березку. Это нужно было сделать, иначе, считалось, березка может обидеться. Обряд проводился с хороводом, песнями, трапезой. Потом березу рубили и с песнями носили по деревне украшенное деревце. Иногда березку наряжали в девичий наряд – рубашку, юбку, фартук. Под юбку забиралась девочка, брала березку за ствол и двигалась впереди хоровода. Казалось, что березка сама возглавляет праздничные пляски. Наконец, березку развивали (“раздевали”) и топили в пруду или в реке. Считалось, что березка отдает всю свою силу первым всходам на полях, способствует урожаю, а также благополучию людей.

    Очень увлекательное действо троицкой недели – гадание по венкам, которые обычно бросали в реку вместе с березкой. Чей венок пристанет к берегу – та останется в девках, чей уплывет или пристанет к другому венку – та выйдет замуж, чей потонет – та умрет. Однако в разных местах одно и то же “поведение” венков понималось по-разному. И, всё же, если вы решитесь погадать на венках, не воспринимайте “пророчества” слишком серьезно!

    Был и такой обычай. В Троицын день девушки спрашивают у кукушки, долго ли еще быть им в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества. Образ кукушки, как вещей птицы, был очень тесно связан с культом цветущей природы, почитания растительности и поминовения предков.

    Праздник Троицы можно с полным правом отнести к самым большим и в то же время к самым загадочным праздникам на Руси. Удивительным образом языческие традиции переплелись в нем с христианскими идеями.

        Пусть этот праздник войдет в ваш дом со свежим запахом летнего разнотравья и хороводом вокруг березки. Надеемся, что Православная Троица 2013 станет для Вас светлым праздником, который будет соединять в себе одновременно и радость, и веселье, и, конечно же, определенный молитвенный настрой.

    comment closed

    © 2010-2022 Контакты: 632387, НСО, г. Куйбышев, ул. Коммунистическая, 31. Тел.: 8(38362)51348. E-mail: westi[собачка]online.sinor.ru Куйбышевская газета Вести.