• Главная
  • О газете
  • Подписка на газету
  • Выпуски
  • Вы находитесь здесь: Главная // Актуально, Статья с фото, №37 (864) от 11.09.12 // 90 лет на службе

    90 лет на службе

    90 лет  государственной санитарно-эпидемиологической службе России

    15 сентября 1922 г. был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров РФСР «О санитарных органах Республики», который заложил законодательные и организационные основы, определил задачи и права санитарной службы.

    Образование санитарной службы было продиктовано чрезвычайной санитарно-эпидемиологической обстановкой, которая сложилась в 20-е годы прошлого века в России и была обусловлена последствиями первой мировой и гражданской войн. Тяжелейшая санитарно-эпидемиологическая обстановка требовала неотложных мер борьбы с инфекционными болезнями на государственном уровне.

    Становление службы  было  сложным. Сегодня она является Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при Правительстве РФ. Но по-прежнему идёт рука об руку со здравоохранением. Их объединяет одна задача – быть на страже здоровья человека.

                                             На страже здоровья

    Если ранее санитарно - эпидемиологическая служба в одном лице осуществляла контроль, исследовала, вела борьбу с санитарными нарушениями, то сегодня произошло разделение. Созданы территориальные отделы Роспотребнадзора, осуществляющие надзорные функции, и филиалы Центра гигиены и эпидемиологии, занимающиеся лабораторными исследованиями, экспертизами, оценками т.д.

    В территориальном отделе управления Роспотребнадзора по Новосибирской      области в  Барабинском     районе  работает 14 человек. Находясь на государственной службе, они  имеют знаки различия. Их яркая форма бордового цвета символизирует  неприятие всего, что может отрицательно отразиться на здоровье и благополучии человека.  Сегодня государство доверило им осуществлять контроль над торговлей, на потребительском рынке, в области гигиены и охраны труда, защиту прав потребителей.

    В ведении отдела находится пять районов: Барабинский, Куйбышевский, Северный, Убинский, Здвинский. А это большое количество  предприятий, организаций различных форм собственности. Их плановую проверку закон позволяет   надзорному органу осуществлять один раз в три года. Но и существующий объем работы, который включает в себя также внеплановую деятельность (работа с жалобами населения, оздоровительные кампании, приемка учебных заведений и т.д.), лежит большой ответственностью на плечах и совести небольшого коллектива. По мнению  Сергея Павловича Костина, начальника отдела и главного санитарного врача, эффективность работы заключается не в количестве сотрудников, а в качестве.

    Стать сотрудником отдела Роспотребнадзора сложно, потому что нужно иметь специальное образование и преодолеть жесткий конкурсный отбор. Сегодня в медицинской академии по направлению отдела учится 9 человек. Это будущие кадры.

    Кроме специалистов с медицинским образованием в отделе трудятся юристы. Время, меняющиеся законы предъявляют свои требования к профессионализму  сотрудника Роспотребнадзора. В идеале, чтобы принять правильное решение, он  должен обладать не только медикопрофилактическими знаниями, но и юридическими. Жизнь доказывает необходимость этого.

    Время предъявляет и другие требования. Цифровые технологии в виде ноутбука, видеокамеры у каждого сотрудника сегодня могли бы повысить оперативность.  Но в реальности  техническая оснащенность службы далека от совершенства.  И по-прежнему, главная ставка делается на профессионализм специалиста.

     

                                  костин    С.П. Костин: « …с честью носить мундир»

    О службе судят по его руководителю. Сергей Павлович Костин является начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по Новосибирской         области в  Барабинском     районе  8 лет. О принципиальности главного санитарного врача  знают все, кто сталкивался с ним в рабочих вопросах. Имея огромный опыт работы в области социальной гигиены, организации санэпидслужбы, он остаётся неравнодушным к её судьбе. Имеет конструктивное мнение по совершенствованию подготовки будущих специалистов, на чём заострил внимание на недавнем совещании специалистов санитарной службы Уральского, Сибирского и Дальневосточного округов.

    Требование жесткой дисциплины и аккуратности от подчиненных  удивительным образом сочетаются в этом человеке с его обаянием, интеллигентностью. Отношение Сергея Павловича к коллегам и к  жизни отражено в его же словах: «Я на работе всегда в галстуке, чего требую и от подчиненных. Но когда отчитываю кого-то из них, очень хочется улыбнуться».

    В канун профессионального праздника Сергей Павлович согласился ответить на вопросы журналистов и читателей:

    - Если в советские времена продавцы и производители товаров, услуг буквально боялись надзорного органа, насколько сегодня Закон позволяет Вашей службе вести контроль над качеством и ставит в ответственное положение продавцов?

    - Сегодня нет той боязни, да она и не нужна. Если производитель выпускает качественную продукцию, то ему нечего бояться.    Сегодня существует  презумпция добросовестности производителя. К сожалению,  в большинстве случаев качество оставляет желать лучшего.

    - Почему же с прилавков не исчезает некачественный товар несмотря на грамотность и знание своих прав потребителем?

    -  На мой взгляд,  причина кроется не в уровне санитарной грамотности  населения, а в уровне его жизни.  Почему продается кефир по низкой цене, но с просроченной датой,  или кости, на которых не имеется  ни мяса, ни даже сухожилий? Да потому что люди их покупают! Не покупайте некачественный товар только потому, что его продают по низкой цене, и он исчезнет с прилавков.

    - Увеличивается ли число заявителей, и представляет ли Ваша служба интересы потребителей в суде?

    -  Число заявителей увеличивается. Наша служба активно участвует в судебных процессах. Только за первое полугодие этого года в качестве третьей стороны она участвовала в 13 процессах.  В 11 случаях    защитила права потребителя. По двум делам процессы еще идут.

    13 процессов за полгода - это хороший показатель, учитывая, что 80% дел мы решаем в досудебном порядке. И   нам удается по ряду технических сложных товаров убедить продавца  в том, что  надо либо заменить вещь, либо вернуть деньги.

    Практика показывает, что в первую очередь самому потребителю надо вести себя правильно. Чаще всего заявители, как выясняется, не берут  чек при покупке или даже не знают, у кого приобретали товар.

    - Входит ли в Ваши полномочия осуществление контроля над соблюдением Правил торговли алкогольной продукцией?

    -  Конечно, мы осуществляем контроль. А с 1 июля  добавился контроль над соблюдением ограничений по продаже пива.  В связи с этим  мы совместно с прокуратурой  в Куйбышеве провели  рейд по  целому ряду остановочных киосков, дали предписания. Нужно понимать, что это процесс не одного дня. Думаю, что мы ещё столкнемся с такой проблемой, как продажа пива из-под полы, потому что 90% выручки у предпринимателей, проверенных нами, составляют доходы от продажи пива. Но требования Закона надо выполнять. И наказания за его нарушения серьезные.

    - По решению Куйбышевского районного суда МПП «Куйбышевжилкомхоз» должен привести в надлежащее качество питьевой воды. Выполнило ли предприятие решение суда? Как Роспотребнадзор сегодня оценивает качество питьевой воды в Куйбышеве?

    - Да, полтора года назад служба обратилась в Куйбышевский районный суд о защите прав неопределенного круга граждан.   Это был первый суд в районе, когда потребители предъявили предприятию претензии по качеству воды. И решение суда было принято: обязать  МПП «Куйбышевжилкомхоз» обеспечить население доброкачественной питьевой водой. Срок исполнения решения истек  в марте этого года. Но «Куйбышевжилкомхоз» получил отсрочку еще на полгода. Пока решение суда не выполнено, и  качество воды остается без изменений.

    Между тем, результаты проведенного мониторинга показывают, что по показателям безопасности питьевой воды среди других районов, Куйбышевский район находится, практически, на последнем месте.  Куйбышев пьёт воду не самого хорошего качества по многим показателям: по содержанию в ней железа, по показателю цветности, мутности, сухого остатка. И нужно понимать, что после завершения реконструкции НФС не всё изменится. Реконструкция направлена на обезвреживание воды и снижение её цветности. А чтобы снизить содержание железа, нужно ставить станции обезжелезивания на все скважины. С вопросом о том, что в Куйбышеве необходимо установить станции, я выступал на сессии горсовета. Возможно, на очередной сессии депутаты примут решение.

    С вопросом о необходимости установки станции по обезжелезиванию воды ставился перед депутатами Убинского и Здвинского районов. И там депутаты приняли решение  о приобретении станций, которые теперь уже приобретены и работают.

    Кстати, опираясь на куйбышевский опыт, суды по качеству воды прошли и в других районах области.  Также  завершился судебный процесс по защите неопределенного круга лиц, недовольных качеством воды в Чумаковском сельсовете. Суд решил, что воду на  территории сельсовета необходимо привести в надлежащее качество в пятилетний срок. Это реальное время для того, чтобы выполнить работы, направленные на улучшение качества воды.

    - В некоторых школьных столовых г. Куйбышева тараканы и другие насекомые ползают по стенам, посуде и, наверное, по продуктам. Допустимо ли присутствие насекомых в столовых? Какую оценку дал Роспотребнадзор санитарному состоянию школ по результатам приемки учебных заведений?

    - Наличие в столовых насекомых – это  злободневный вопрос. Истребительными мероприятиями против  них в школьных столовых нужно заниматься систематически, а не эпизодически, чего, к сожалению, не происходит. К счастью, вспышек инфекционных заболеваний, которые переносят эти насекомые, у нас не было. Но, если наша проверка обнаруживает насекомых в столовых, мы наказываем руководителей. Однако, ситуация из года в год  не меняется. Директора считают другие школьные проблемы более злободневными, чем борьба с насекомыми.

    В целом, по итогам приемки санитарное состояние куйбышевских школ я оцениваю удовлетворительно. Но в сравнении с прошлым годом замечаний стало больше. Сейчас мы формируем каждому учебному заведению план заданий на 2013 год, согласовываем с руководителями сроки, до которых он может устранить наши замечания. Основная масса руководителей, все-таки, с ответственностью относится к плану заданий и выполняет его.

       Примите поздравления!

    С.П. Костин:

    - Поздравляю коллег с юбилеем нашей службы. Желаю, прежде всего, терпения, здоровья, благополучия. Призываю быть образцом в жизни, в труде и с честью носить бордовый мундир, обязывающего нас быть всегда на страже здоровья человека.                                             

    Преданность делу

    мотовиловаМотовилова Любовь Витальевна, специалист-эксперт  территориального отдела управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области в Барабинском районе, является одним из опытных работников службы.  Окончила  СибАГС по специальности  «Государственное и муниципальное управление».

    Сейчас Любовь Витальевна осуществляет деятельность в области гигиены и охраны труда, направленную на предупреждение профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. Проводит мониторинг и  анализ состояния здоровья работающих. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению условий труда, оформляет материалы для решения вопросов связи заболевания работника с его условиями труда. Участвует в проведении экспертиз и расследований. Осуществляет  проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению  требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

    Анна СЕНТЯКОВА

    comment closed

    © 2010-2017 Контакты: 632387, НСО, г. Куйбышев, ул. Коммунистическая, 31. Тел.: 8(38362)51348. E-mail: westi[собачка]online.sinor.ru Куйбышевская газета Вести.